Когда мы говорим об устройстве ребенка в семью, чаще всего имеем в виду усыновление. Однако форм такого устройства много – они отличаются друг от друга процедурой и сложностью оформления, наличием и размером денежной помощи и прочими нюансами. Поэтому, если вы хоть раз задумывались о том, чтобы подарить свою заботу воспитанникам интернатов и детских домов, но сомневались в своих финансовых и физических возможностях, этот текст для вас. EtCetera расскажет, чем усыновление отличается от опеки, и почему приемная семья и семья, которая усыновила ребенка, – это не одно и то же.
УСЫНОВЛЕНИЕ. Это наиболее приоритетная форма устройства ребенка в семью. Представители органов опеки называют ее юридическим рождением. После усыновления ребенок является полноправным членом семьи с теми же правами, что и биологические дети. Он уже не считается сиротой, а потому лишается соответствующих льгот. Усыновить можно:
— ребенка-сироту (со свидетельством о смерти родителей);
— ребенка, родители которого:
— лишены родительских прав, признаны безвестно отсутствующими или недееспособными;
— объявлены умершими;
— неизвестны (если ребенок найден или подброшен);
— не забрали из заведения здравоохранения в течение двух месяцев после рождения.
Все другие причины, по которым у ребенка нет родительской опеки, не дают ему возможность быть усыновленным, но в то же время не лишают шансов на воспитание в семье (под опекой, попечительством, в приемной семье или детском доме семейного типа).
Усыновить ребенка можно из любого детского учреждения любой области Украины.
Усыновителями могут быть также иностранцы (если не нашлось отечественных усыновителей). И это единственная форма устройства украинского ребенка, доступная им.
Кстати, усыновителям предоставляется та же материальная помощь, что и при рождении ребенка, но дополнительного денежного вознаграждения за усыновление в законодательстве не предусмотрено.
ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО. Эти формы устройства ребенка отличаются только возрастом подопечного. Над детьми, которые не достигли 14 лет, оформляется опека, а над детьми от 14 до 18 лет (или до вступления в брак) – попечительство. Чаще всего такая форма устройства применяется, если кандидат в опекуны (попечители) является его родственником.
На содержание ребенка, над которым оформлена опека или попечительство, выплачивается два прожиточных минимума (для соответствующего возраста). Кроме того, ребенку полагаются и другие виды социальной поддержки – пенсия по потере кормильца, например.
Отметим, что такого ребенка в любой момент могут усыновить другие люди, так как его статус с приобретением опекуна не меняется. Такая форма устройства, как и все остальные (кроме усыновления), является временной.
в 751 интернатном учреждении
Украины.
Только 6 тысяч
детей из них –
сироты, лишенные родительской опеки.
100 тысяч детей
в системе
имеют родителей.
ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ. Создать приемную семью может семья или один человек, взяв на воспитание не более четырех детей-сирот или детей, лишенных родительской опеки. При этом семья заключает договор с местным исполнительным органом власти, после чего служба по делам детей начинает курировать семью в течение всего срока пребывания в ней детей. Даже о переезде на новое место жительства приемная семья должна сообщать органам опеки. Дети в таких семьях живут до совершеннолетия или до окончания вуза и получают все положенные их статусу льготы. Их также могут усыновить в любой момент.
Отметим, что в приемную семью могут попасть только дети из той же области, где такая семья проживает, причем желательно из ближайших детских учреждений.
Как и в случае опеки, на каждого ребенка в приемной семье выплачивается по два прожиточных минимума (соответствующего возрасту ребенка), а также назначается оплата одному из приемных родителей. Ее размер составляет 35% от выплачиваемых на каждого ребенка прожиточных минимумов (но не более полутора прожиточных минимумов для трудоспособного человека).
То есть по факту приемный родитель – это наемный работник, который оказывает услугу по воспитанию ребенка. Такая же история с детским домом семейного типа и патронажем.
ДЕТСКИЙ ДОМ СЕМЕЙНОГО ТИПА – это та же приемная семья, только большего размера (как минимум пять детей). Детский дом семейного типа также действует на основе подписанного с соответствующим органом договора и контролируется органам опеки. Отсюда ребенка, если он сирота или его родители лишены родительских прав, также могут усыновить, и если в результате этого (или по каким-то другим причинам) детей в детском доме семейного типа становится меньше пяти, родители-воспитатели обязаны принять еще воспитанников.
Кстати, за свой труд родители-воспитатели, как и приемные родители, получают денежное вознаграждение. Кроме того, для создания детского дома семейного типа государство выделяет им дом или многокомнатную квартиру.
ПАТРОНАТ. Это еще одна форма временного устройства детей в семьи в случае, если они изъяты из семьи, брошены в больнице или роддоме, найдены полицией или органами опеки на улице и им пока не нашли приемную семью или опекунов.
Все подробности о патронате, о том, с каким трудностями могут столкнуться патронатные родители, и какую зарплату им назначает государство, читайте в материале EtCetera ДЕТИ И ДЕНЬГИ: вся правда о патронатных семьях в Украине
ТЕНДЕНЦИЯ. Если проанализировать данные Госстата, то можно сделать вывод, что в Украине с каждым годом усыновляют все меньше и меньше детей. Если в 2000 году было более 7,5 тысячи усыновленных (2,2 тысячи из них усыновлялись иностранцами), то в 2016 году эта цифра сократилась до 2,9 тысячи (иностранцы за 2016 год усыновили лишь 394 ребенка). Речь идет о детях-сиротах и детях, лишенных родительской опеки, а таких в конце 2016 года было более 71 тысячи.
Специалисты указывают разные причины сокращения числа усыновлений. Но ни одна из них не является достаточно емкой. Например, если говорить об экономических трудностях, с которыми сталкиваются семьи сегодня, нельзя не вспомнить кризисный 2008 год, в котором были усыновлены более 5 тысяч детей (почти на тысячу больше, чем в докризисный 2006 год).
Бюрократия тоже не является преградой для людей, которые хотят взять ребенка в семью.
Война? Но, опять же, до 2014 года число усыновлений ежегодно существенно снижалось.
Опрометчиво было бы также сваливать вину на отсутствие «рекламы» усыновления. Ведь реклама играет на эмоциях, а процесс усыновления слишком длительный и зарегулированный, чтобы решение, принятое на эмоциях, могло быть доведено до логического конца.
Есть другая интересная мысль на этот счет: здоровые маленькие (до трех лет) дети в госучреждениях оказываются нечасто. А большая часть усыновителей хотят именно таких малышей без физических и психических отклонений. Отсюда и парадокс – тысячи детей ждут усыновления, а тысячи усыновителей длительное время стоят в очереди на усыновление.