Конфликт на востоке Украины все сильнее делит население страны на «нас» и «их». Многие даже не задумываются, что в случае возвращения Донбасса под крыло Киева тем, кто не был в оккупации, придется учитывать также и мнение тех, кто там был. Уже сейчас для Украины крайне важно понять, как в условиях военного конфликта развивать политические институты и собственную экономику. И в этом может помочь международный опыт.
ВАЖНАЯ ВСТРЕЧА. В июне в Сингапуре состоялась историческая встреча Дональда Трампа и Ким Чен Ына – лидеров еще недавно враждующих США и Северной Кореи. По результатам саммита, КНДР обязалась свернуть ядерную программу в обмен на гарантии безопасности для представителей власти, отмену санкций и инвестиции из Южной Кореи.
СМОТРИ НА КОРЕЮ. Многолетний конфликт между КНДР и Южной Кореей, а также участие в нем США и Китая – наглядный пример того, что в ХХІ веке экономические инструменты влияния успешно заменяют идеологию и политику.
Если все пойдет удачно, через пару лет Северная Корея может превратиться в некую смесь Южной Кореи и Китая: идеология не будет мешать экономическому росту и притоку инвестиций. И это несмотря на то, что за время конфликта погибли сотни тысяч человек с обеих сторон.
СИЛА ЭКОНОМИКИ. Ключевым моментом в примирении двух Корей стал запущенный в 2004 году Кэсонский промышленный парк, где жители КНДР смогли оценить преимущества кластерного развития. Для этого вовсе не нужно было менять идеологию, ведь парк размещен в десятке километров от демилитаризованной зоны – на территории Северной Кореи.
На территории промышленного парка действуют более 120 южнокорейских компаний и крупных корпораций. Торговый оборот зоны составляет около 2 млрд долларов в год, а на производстве занято более 50 тысяч человек, в основном – жителей КНДР.
УРОК ДЛЯ УКРАИНЫ. Что могла бы извлечь из данной ситуации Украина? В сложившихся условиях для Украины крайне важно понять, как можно успешно развивать политические институты и экономику. Опыт Южной Кореи демонстрирует, что угроза вторжения «северян» не помешала стране войти в двадцатку самых развитых стран мира.
Украина тоже могла бы применить экономические инструменты деоккупации. Например, создав в ОРДЛО демилитаризованные свободные экономические территории, чтобы подготовить их к интеграции в собственное экономическое и политическое пространство.
По словам экономиста Алексея Куща, преимущества такого подхода в том, что экономические интересы заставляют местных «лидеров» отложить автомат эффективнее силовых или дипломатических методов.
Читайте также: НЕ ОБОСТРЯТЬ: СОВБЕЗ ООН ПРИНЯЛ МЯГКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПО ДОНБАССУ