Резолюция Европарламента, одним из положений которой является требование временно остановить строительство «Северного потока – 2», направлена на поддержку позиции Украины. Вместе с тем, резолюция имеет совершенно декларативный характер и не несет никаких прямых угроз российскому проекту. EtСetera интересовался, что мешает заблокировать строительство газопровода в обход Украины.
КТО КРАЙНИЙ? Инцидент с захваченными Россией украинскими судами в Черном море вернул вопрос прекращения строительства газопровода в обход Украины в информационное поле Евросоюза. Основная доля критики относительно строительства газопровода достается Германии. Правительство страны аргументирует свое невмешательство тем, что «проект – коммерческий».
РАДИ ОБЩЕГО БЛАГА. Хотя Германия и не имеет права вето на строительство «Северного потока-2», но она может помешать России завершить проект.
В первую очередь, правительство Германии могло бы отозвать свое разрешение на проведение работ в исключительной экономической зоне страны. Такой ход разрешен законодательством Германии, если «общему благу грозит ущерб». Берлин мог бы заявить, что газопровод дестабилизирует ситуацию в Украине, а это – угроза безопасности Европы.
Но в суде «Газпром» может сослаться на тот факт, что разрешение Германии получено уже в 2018 году – на четвертом году российской агрессии в Украине. Даже если строительство остановят, Германию обяжут выплатить компенсацию «Газпрому».
СПЕЦЗАКОН. Второй возможный вариант событий: принятие особого закона, запрещающего введение в эксплуатацию уже готового «Северного потока-2». Мотивом могло бы стать сохранение энергонезависимости страны. Однако, и в этом случае Германии грозят немалые штрафы.
ЧЕРЕЗ ЕС. Третий вариант: остановить строительство СП-2 с помощью санкций и запретов Европейского Союза.
Евросоюз мог бы ввести санкционные ограничения против газопровода, которые сделали бы его эксплуатацию нерентабельной для «Газпрома», как это было раньше с «Южным потоком».
Однако не все так просто: в 2017 году Еврокомиссия решила, что к газопроводам из третьих стран будут применяться правила внутреннего рынка. Это означает, что российский монополист не мог бы одновременно заниматься и поставками газа, и выполнять роль оператора газопровода. В таком случае «Газпром» был бы вынужден допустить и других поставщиков к собственной «трубе».
Но такой подход невозможен в первую очередь из-за позиции Германии, которая наравне с Австрией вот уже несколько лет тормозят решение этого вопроса.
НА КОГО НАДЕЯТЬСЯ? По мнению экономиста Олега Пендзина, остановке строительства газопровода препятствует финансовая заинтересованность в нем элит Германии. Проще говоря, Россия успела заинтересовать бизнес-круги Германии в реализации проекта, и заставить их отказаться от «трубы» будет крайне проблематично.
Впрочем, для Украины важны уже сами резолюции против российского проекта, принятые ЕС и США. Пендзин уверен, что нам полезны любые противодействия «Северному потоку-2».
Австрийский политолог Герхард Мангот отмечает, что Германии не удастся самостоятельно остановить строительство: слишком явно видна политическая составляющая такого запрета. Поэтому вся надежда – на санкции от ЕС и США.
По материалам Frankfurter Allgemeine Zeitung