Какие зимние праздники без елки, скажете вы. И ошибетесь. EtCetera расскажет, кто, как и почему пытался искоренить эту традицию.
ЕЛКА – ЭТО НЕЭКОЛОГИЧНО. В 1902 году войну рождественской елке объявил американский президент Теодор Рузвельт. Правда, не по всей стране, а только в Белом доме. Президент с супругой заявили, что не будут ставить праздничное дерево. Дело в том, что Рузвельт был заядлым любителем природы и убежденным защитником окружающей среды. Вырубку деревьев он считал кощунством.
Правда, дети президента – восьмилетний Арчи и пятилетний Квентин – взглядов отца не разделяли. Более того, они уговорили работавшего в Белом доме плотника все-таки притащить в здание небольшое деревце. В конце концов, точка зрения детей победила – и в 1906 году в резиденции президента США снова появилась елка.
ЕЛКА – ЭТО НЕПАТРИОТИЧНО. В годы Первой мировой войны елку пытались запретить в Российской империи. Так как обычай наряжать праздничное дерево пришел в страну из Германии, его объявили «вражеской затеей». Например, в 1914 году Петроградский училищный совет запретил устанавливать елки в церковных школах. А в 1916 году Священный Синод Русской православной церкви распространил запрет на всю страну.
Впрочем, запрет никого не испугал: елки продолжали устанавливать даже солдаты на фронте.
ЕЛКА – КЛАССОВЫЙ ВРАГ. В 1927 году началась кампания против елок в Советском Союзе. Точнее, борьба с елками стала частью антирелигиозной кампании. Журнал «Безбожник у станка» писал: «Рождественская елка – это фетиш. Выбросив иконы за окно, мы прячем бога за елку. С этим позорным явлением необходимо кончать».
В дни зимних праздников по улицам ходили специальные дежурные и заглядывали в окна: проверяли, не нарядил ли кто-нибудь запретное дерево. В 1935 году елку «реабилитировали»: правда, из рождественской она превратилась в новогоднюю.