В истории независимой Украины военное положение вводится в стране впервые. Однако 100 лет назад в Украинской державе уже действовало военное положение – его вводил гетман Павел Скоропадский. О том, как это было, рассказал кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины Виталий Скальский.
МИРОВОЙ ХАОС. В конце Первой мировой войны Австро-Венгерская империя начала распадаться, а народы, ее составляющие, заявили о желании получить независимость. Украинцы, румыны, поляки и сербы, жившие в империи, пытались воссоединиться с другими частями своих народов. Украинское население Галичины объявило независимость, между украинцами и поляками велись бои за Львов.
Под общим натиском империя вывела свои войска из Западной Украины, отход армии сопровождали разбой, беспорядки и погромы. Особенно сильно досталось пограничным городам.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ, в России тоже было неспокойно: в Москве большевики арестовали 200 украинцев. На требования украинского консула Александра Кривцова освободить его сограждан россияне отвечали, что будут говорить только с чиновником не ниже министра.
Все попытки Украины заключить мир и договориться с Россией об освобождении заложников успехом не увенчались.
БОЛЬШЕВИКИ. В Чернигове 31 октября 1918 года разоблачили подпольщиков-большевиков. У них нашли арсенал, запрещенную литературу и деньги. Аналогичный случай произошел в Харькове – там отыскали еще и подпольную большевистскую типографию.
На этом фоне по Киеву поползли слухи, что к годовщине октябрьского переворота, 7 ноября, местные большевики готовят провокации. В связи с этим в столице усилили подразделения Государственной стражи, которые патрулировали улицы.
СТОП ФЕЙК. Утром 7 ноября 1918 года по киевским улицам с музыкой прошли несколько сотен украинской армии, демонстрируя, кому принадлежит власть в городе. Большевики от выступлений воздержались, но Россия не удержалась и распространила новость, что в Киеве якобы прошел парад австрийских солдат под красными знаменами, исполняющих «Марсельезу». Эту фейковую новость пришлось опровергать украинским журналистам.
ОППОЗИЦИЯ. Оппозиционные к гетману Скоропадскому партии готовили на 17 ноября проведение Национального Конгресса – съезда всех украинских политических сил, целью которого было свержение гетмана.
За несколько недель до этого в Киеве сгорели склады с продовольствием, начались перебои с топливом и электричеством. Ходили слухи, что все это – дело рук большевиков. Не только в столице, но и в других городах возрос уровень уличной преступности.
НА ГРАНИЦЕ. В пограничных с Россией регионах тоже было неспокойно: большевики пытались пройти вглубь Украины, велись перестрелки, гибли люди. Россияне захватывали украинские села, строили свои укрепления и шли дальше – на Киев.
ПОНЕСЛОСЬ. Обстановка в Украине становилась все более напряженной: угрозы государству существовали как внутри страны, так и со стороны соседей. В связи с этим в ноябре 1918 года Скоропадский объявил о введении положения «чрезвычайной охраны» сначала в Волынской губернии, затем в Одессе, Николаеве, Херсонской, Екатеринославской, Подольской губерниях, а также на севере Таврической губернии. Следующими были Черниговская, Полтавская, Киевская губернии, Киев.
КАК ОТРЕАГИРОВАЛИ? Некий аналог современного военного положения, режим «чрезвычайной охраны» подразумевал расширение полномочий представителей власти в губерниях. Губернский начальник получал право командовать войском, ограничивать право пользования частным имуществом, вводить комендантский час, закрывать издательства и учебные заведения.
Вместе с введением режима «чрезвычайной охраны» был принят закон о призыве в армию, который вызвал студенческие возмущения в Одессе и Киеве.
Украинцы почти никак не отреагировали на новость: война, революция и смены власти уже превратились в обычное дело для людей. А уже через месяц народное восстание под флагом УНР смело гетманский режим.
По материалам «Историческая правда»