Отказ от угля с оккупированных территорий Донбасса привел к увеличению объемов импорта, росту цен на теплоносители и коммунальные услуги. EtCetera выяснял, кто от этого выиграл.
ФАКТ. Украина по объему разведанных запасов угля находится на седьмой позиции в мире (3,8% мировых запасов). Однако в плане промышленной добычи не входит даже в десятку из-за резкого спада, который произошел в 1990 годы, а потом – в 2014 году. Поэтому, чтобы покрыть нужды страны (напомним, что украинская энергетика приблизительно на 30% зависит именно от угля), Украина покупает этот вид топлива за рубежом.
При этом Украина не прекращает экспортировать каменный уголь и антрацит, прежде всего в Россию, Словакию и Молдову. Правда, объемы экспорта несравнимы с импортом (собственные потребности они бы точно не покрыли). Кроме того, с 2011 по 2017 год экспорт существенно сократился (в долларовом эквиваленте – приблизительно в 7 раз).
ОТКУДА? По данным Государственной фискальной службы, в 2018 году Украина импортировала угля различных марок на 2,7 млрд долларов, причем 60% этой суммы (1,7 млрд долларов) мы заплатили Российской Федерации. Вторым по объему поставок угольным партнером Украины стали США (30% закупок), третьим – Канада. В 2017 году структура импорта была приблизительно такой же: поставки из России были ключевыми, затем с большим отрывом шли США и ЮАР. Незначительную долю импорта обеспечила Польша.
Ранее сообщалось, что в 2019 году Украина откажется от угля из Южно-Африканской республики. Основными поставщиками антрацита для нас станут Россия и США.
СХЕМЫ. Импорт угля, особенно в последние три года, когда действует методология «Роттердам+», оброс многочисленными финансовыми схемами, обогащающими владельцев энергохолдингов. Например, цены угля для теплогенерации, заложенные в тарифах для населения, оправданы только в том случае, если весь уголь доставляется в Украину самым дорогим способом – по морю. Но так доставляют только африканский и американский уголь, российский же едет по железной дороге, а это значительно дешевле.
По данным Бизнес Цензор, холдинг Рината Ахметова ДТЭК покупает уголь на связанных с ним же российских шахтах. Кроме того, происходят манипуляции с марками угля. Компании создают видимость дефицита марки, которая активно добывается в Украине, чтобы цена импорта росла.
По мнению энергоэксперта Андрея Геруса, из-за завышения импортных цен, компаний-прокладок, дополнительной маржи и прочих махинаций госбюджет ежегодно недополучает около 630 млн гривен.
ЧТО ДАЛЬШЕ? В 2018 году на модернизацию угледобывающих предприятий, которые пока в Украине убыточны, правительство выделило около 340 млн гривен. При этом, по словам вице-премьер-министра Владимира Кистиона, чтобы получить дополнительно 2 млн тонн отечественного угля, нужно вложить в модернизацию около 1 млрд гривен.
Отметим, что за 2018 год объем импорта составил более 21 млн тонн, и эта цифра, по прогнозам, будет только расти. Поэтому энергонезависимость Украины, о которой заявляли в правительстве, наступит еще не скоро. Это невыгодно энергогигантам вроде ДТЭК. По этой же причине невозможны быстрые темпы развития альтернативной энергетики.