Во многих европейских странах люди высшего круга считали святой обязанностью отстаивать честь на поединках: в этой связи можно вспомнить задиристых мушкетеров Александра Дюма или трагическую последнюю дуэль Пушкина. Были ли распространены поединки в украинском высшем свете и как украинские дворяне реагировали на оскорбления?
КАК ОТНОСИЛИСЬ К ПОЕДИНКАМ В ДРЕВНОСТИ? Историк Татьяна Таирова-Яковлева отмечает, что до нас не дошло ни одного исторического свидетельства о дуэли в среде украинской казацкой элиты.
Во времена Киевской Руси и Средневековья поединки порицали и церковь, и общество, и закон. Исключением был судебный поединок, или «поле»: его допускал судья в том случае, когда установить истину не удавалось, но ни одна из сторон не соглашалась признать свою неправоту. В таких случаях участникам тяжбы позволялось решить спор с помощью оружия.
В нормативном документе XV века – Псковской Судной грамоте описаны случаи, когда «присуждается поле» и описаны правила его проведения. Поединки разрешали проводить при решении земельных тяжб, в случаях грабежа и избиения, драки и взыскания долга (причем в этом случае «биться» разрешалось даже женщинам, подросткам, старикам, монахам и изувеченным людям, если за них некому было постоять).
В иных случаях поединки запрещались, а их участников церковь не допускала к причастию и крестному целованию. Если человек убивал на поединке соперника, то он не имел права входить в церковь в течение 4 лет.

Пасек был навеселе, и первым сказал Мазепе несколько острот, а потом ударил его по лицу. Мазепа схватился за саблю, и только вмешательство придворных остановило поединок. А позже сам король заставил Пасека и Мазепу помириться.

Гетман рассердился и сгоряча хватил саблей Черкасского полковника по руке. Но потом Хмельницкий успокоился, пришел к казакам, «поклонился трижды в землю, и велел дать им бочку меда, и говорил им: детки де мои, напейтесь и меня не бросайте. И казаки де гетману сказали: пан гетман, твоя воля, а быть мы с тобою все готовы».
В другой раз Хмельницкий нападал на своего писаря – будущего гетмана Ивана Выговского. Хмельницкий подозревал (и не безосновательно) Выговского в том, что тот хочет стать гетманом после его смерти, в то время как сам Богдан видел на этом месте своего сына Юрия. Но дело закончилось миром.
ЗАСТОЛЬНЫЕ ССОРЫ. Гетманы и их окружение редко хватались за оружие, даже в порывах гнева. Но иногда такие случаи происходили во время застолья, когда споры подогревались действием алкоголя.
Например, племянник гетмана Мазепы Иван Обидовский вступился во время банкета за честь своего дяди. Он «трохи шпагою не пробив» киевского полковника Мокиевского за то, что тот в его присутствии оскорбил гетмана. А выпивший гетман Демьян Многогрешный в 1672 году «изрубил саблею у себя в светлице» полковника Дмитряшку.
По мнению Татьяны Таировой-Яковлевой, украинские гетманы, несмотря на эмоциональность и рыцарские чувства, избегали поединков, хотя закон (Литовский статут 1588 года) их в этом не ограничивал. Вероятно, гетманы были верны военной традиции, которая запрещала дуэли в военное время. А в эпоху Гетманщины военные походы и восстания происходили почти постоянно.








