Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 18 апреля 2019 года подписал указ, согласно которому с 1 июня прекращаются поставки в Украину российской нефти и нефтепродуктов. EtCetera выяснял, как это отразится на украинской экономике.
ЧТО ПОД ЗАПРЕТОМ? В постановлении, подписанном Медведевым, говорится о запрете ввозить в Украину такие товары из РФ:
— уголь каменный;
— брикеты, окатыши и другие виды топлива, полученные из каменного угля;
— бурый уголь;
— кокс или полукокс;
— уголь ретортный.
Кроме того, нужно будет получить разрешение у Минэкономразвития РФ для экспорта бензина, дизельного топлива, пропана, бутана и других сжиженных газов.
БЕЗ ЧЕГО НЕ ОБОЙТИСЬ? Прекращение поставки сырой нефти не критично для Украины, так как необходимое количество топлива можно перекрыть собственной добычей. Чего не скажешь о бензине, дизельном топливе и сжиженном газе.
В компании «Укртатнафта», которая принадлежит Игорю Коломойскому, заявили о том, что решение РФ может привести к коллапсу в украинской экономике и подрыву национальной безопасности. Выход в «Укртатнафте» видят в переработке нефтяного сырья каспийских месторождений.
В компании Коломойского настаивают, что необходимо разработать и внедрить меры по устранению налоговых и других преференций, которые распространяются на поставки нефтепродуктов из России. В то же время нужно содействовать отечественным нефтеперерабатывающим предприятиям, чтобы они могли наращивать свое производство и обеспечить потребности украинской экономики в топливе.
ЧТО ДЕЛАТЬ? По мнению директора консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, опасения «Укртатнафты» преувеличены. Доля российского сжиженного газа и дизтоплива на украинском рынке – около 40%.
Дизель можно поставлять из Беларуси, а также увеличивать объемы переработки на Кременчугском нефтеперерабатывающем заводе. При этом цена возрастет на 1 –1,5 грн за литр.
Сжиженный газ можно завозить по морю из Казахстана, при этом цена возрастёт на 2 грн за литр.
Для того чтобы «перестроиться», понадобится приблизительно месяц, и в этот период возможны самые непредсказуемые скачи цен, при том необязательно в сторону подорожания.
Но самое главное, говорит Сергей Куюн, что Украина получит независимый от России рынок с собственной нефтепереработкой.
Экономист Алексей Кущ рассказал EtCetera о главной проблеме Украины. Дело в том, что в правительстве до сих пор никто не задумывался о диверсификации импортных поставок. Поэтому единственный источник, который сейчас будет у Украины – это использование Беларуси как транзитного хаба.
Условно говоря, нужно будет закупать российский уголь и нефтепродукты через Беларусь.
Алексей КУЩ, экономист:
Но Россия может этот транзитный канал быстро перекрыть, может расширить санкции на поставки из Беларуси. Теоретически можно заменять на ближневосточную нефть, закупать у других стран. Вопрос в том, насколько вырастет стоимость, учитывая логистику и транспортировку. Но самое главное – готовы ли наши логистические точки входа для приема этих альтернативных поставок.
Если, например, закупать нефть в ближневосточных странах через южные порты, то встает проблема пропускной способности Босфора.
А ЧТО С УГЛЕМ? Ситуация с углем сложнее, так как две трети поставок – из РФ, а если говорить про антрацит – то все 100%. Единственный выход – покупка угля через Польшу. Соответственно, цена топлива вырастет из-за увеличения расходов на транспортировку.
Алексей Кущ убежден, что срыв поставки угля – это наибольшая угроза для следующего отопительного сезона. Нефтепродукты проще будет заместить, потому что это товар, который можно найти на других рынках.
Ранее Украина закупала альтернативный уголь у США, Канады и ЮАР. В итоге, все пришли к выводу, что логистика очень дорогая, а украинские южные порты плохо пропускают большие партии угля.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТОРОНА. По мнению Алексея Куща, Россия посылает своеобразный месседж новому Президенту.
Алексей КУЩ, экономист:
РФ, с одной стороны, занимает достаточно жесткую позицию по отношению к Украине, готовит экономический удар, а с другой стороны – приглашает инициировать с ней какие-то переговоры. В связи с этим и рассрочка до 1 июля, и спецразрешения. Они будут ждать от нового Президента каких-то встречных шагов, и если их не будет, скорее всего, к парламентским выборам будут проводить жесткую политику и делать реверанс в сторону тех политических сил, которые будут идти на выборы под лозунгами, что «мы договоримся с Москвой».
Россия может подготовить двойной удар. С одной стороны, приостановить транзит газа, а с другой – остановить поставки угля. И эта «пугалка» будет одной из основных перед парламентскими выборами.
Но почему реально не договориться с Донецком и Луганском? Сейчас, на волне перемен во власти, это еще кажется возможным. Но пройдет год-другой, и возможность может быть упущена. С той стороны хотят одного: чтобы им дали возможность мирно жить и работать на собственной земле. Так почему не дать им этого, вступив в справедливые отношения, разумно обременив друг друга равными правами и обязанностями?