В ЧЕМ ДЕЛО?
Прокуратура Чехии обвинила в терроризме двоих наемников, воевавших на Донбассе против Украины. А по данным украинских правоохранителей, в составе вооруженных формирований так называемых ДНР и ЛНР сражались граждане семи иностранных государств (не считая России). Понесут ли они ответственность за свои действия? Что вообще говорит международное право о наемниках?
КОГО И В ЧЕМ ОБВИНЯЮТ В ЧЕХИИ?
Прокуратура Чехии выдвинула обвинения против двух граждан Чехии. По словам заместителя главного прокурора Праги Адама Башны, их подозревают в терроризме «за активную вооруженную деятельность в рамках незаконной сепаратистской структуры», целью которой является «нарушение основной политической и экономической структуры суверенной и независимой Украины путем контроля над ее территорией».
В ДРУГИХ СТРАНАХ БЫЛИ СУДЫ НАД НАЕМНИКАМИ?
Да, были. Например, в Испании еще в феврале 2015 года полиция арестовала восьмерых наемников ДНР. В Италии летом 2018 года карабинеры разоблачили целую организацию, которая занималась вербовкой и отправкой наемников на Донбасс. А в ноябре того же года обвинение в участии в боевых действиях на стороне боевиков предъявили гражданину Словакии.
Чаще всего наемников судили в Сербии. С 2014 по 2018 годы суды в Белграде вынесли 28 приговоров сербам, принимавшим участие в войне в Украине.
СКОЛЬКО ВСЕГО ИНОСТРАНЦЕВ ВОЕВАЛИ ПРОТИВ УКРАИНЫ? ЗАЧЕМ ОНИ ЭТО ДЕЛАЮТ?
Генпрокуратуре Украины удалось установить личности 54 иностранных наемников. Большинство из них – итальянцы и сербы. Кроме того, среди боевиков оказались граждане Франции, Испании, Финляндии, Чехии и даже США.
Иностранцев, воюющих против Украины, можно разделить на три категории.
Во-первых, это добровольцы, поехавшие на Донбасс из собственных идейных соображений.
Во-вторых, это преступники, скрывающиеся в «серой зоне» от правосудия.
В-третьих, это так называемые «дикие гуси» – профессиональные наемники, путешествующие по планете ради участия в вооруженных конфликтах. В основном, это бывшие военные, которые уже не могут жить без войны.
ЗАПРЕЩЕНО ЛИ НАЕМНИЧЕСТВО НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ?
Все сложно. Международное гуманитарное право прямо не запрещает воевать в чужой стране за деньги. Правда, в 2001 году вступила в силу Конвенция ООН о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников. Но ее подписали только 24 страны.
В то же время, согласно международным нормам, наемники не считаются комбатантами (то есть участниками боевых действий) и не могут претендовать на статус военнопленных. Это значит, что, попав в плен, наемник не сможет требовать для себя соответствующих условий содержания и рискует быть привлеченным к уголовной ответственности.
Наконец, непонятным остается статус частных военных компаний (вроде пресловутого «Вагнера»). По мнению правозащитников и экспертов ООН, сотрудники таких компаний должны считаться наемниками. Сами компании и их покровители в правительствах и парламентах считают иначе.
А ЧТО ГОВОРЯТ О НАЕМНИКАХ ЗАКОНЫ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН?
В разных странах – по-разному. Например, законодательство Германии разрешает гражданам воевать за границей – правда, только на стороне официальных армий. Впрочем, участие в боевых действиях в составе непризнанного военного формирования тоже не влечет за собой уголовной ответственности: решение должен вынести суд, рассмотрев все обстоятельства.
Напротив, в Украине наемничество – это уголовное преступление. Согласно статье 447 Уголовного кодекса, за вербовку, финансирование и обучение наемников можно угодить за решетку на срок от трех до восьми лет. А самим наемникам грозит от пяти до десяти лет тюремного заключения.
СМОЖЕТ ЛИ УКРАИНА ДОБИТЬСЯ НАКАЗАНИЯ ИНОСТРАННЫХ НАЕМНИКОВ?
Генпрокуратура Украины передала список иностранцев, воевавших на Донбассе, в Международный уголовный суд. Впрочем, эксперт Института международного права Общества научных исследований имени Макса Планка Маттиас Хартвиг сомневается, что у Киева есть шансы. Дело в том, что суд расследует только дела, связанные с агрессивной войной, тяжкими нарушениями военного права, геноцидом и преступлениями против человечности. Сам факт наемничества к сфере полномочий суда не принадлежит.
В то же время, Хартвиг считает, что Украина должна указывать на случаи участия иностранцев в боевых действиях и обращать на них внимание правительств стран, чьими гражданами являются наемники.