В Минобразования утвердили Методические рекомендации по выявлению и реагированию на случаи домашнего насилия над детьми. Таким способом чиновники хотят обеспечить комплексный подход в вопросах профилактики домашнего насилия. Тем более что у педагогов (при наличии необходимых навыков) больше шансов распознать такие случаи на самом раннем этапе, чем это могут сделать представители соцслужб и правоохранительных органов. EtCetera выяснял, что требуется от педработников.
ФАКТ. Министр образования и науки Украины Лилия Гриневич в октябре 2018 года подписала Приказ № 1047 «Об утверждении Методических рекомендаций по выявлению, реагированию на случаи домашнего насилия и взаимодействию педагогов с другими органами и службами».
Документ определяет виды домашнего насилия и описывает действия педагогов в случае выявления их признаков в поведении или состоянии ребенка. Кроме этого, рекомендации содержат приблизительный перечень организаций и учреждений, куда можно обращаться в случаях обнаружения фактов домашнего насилия.
КУДА СМОТРЕТЬ? В тексте рекомендаций есть подробные списки признаков психологического, физического, сексуального и экономического насилия: от наиболее очевидных (например, синяков, попыток суицида и попрошайничества) до скрытых (таких как замкнутость, усталость, многослойная и большая одежда). Также МОН советует обращать внимание на поведение родителей школьников.
«Подсказать», что ребенок подвергается насилию, могут взрослые. В частности, педагога должны насторожить родители, которые не посещают школьные собрания и не интересуются образовательной деятельностью своего ребенка, или наоборот, являются частыми гостями в школе, но при этом находятся в состоянии алкогольного опьянения и проявляют агрессию в отношении работников учебного заведения.
НАДО БЫТЬ ПСИХОЛОГОМ. Отметим, что некоторые из описанных в документе признаков насилия без опыта работы психологом или психотерапевтом сложно трактовать как «негативные» или «настораживающие». Например: худоба, которая может быть расценена как особенность телосложения, на самом деле является признаком экономического насилия и недоедания.
Некоторые признаки и вовсе можно расценить как недостаток семейного воспитания, например, сексуальные домогательства со стороны ребенка в отношении других учеников, ненормативная лексика и игры, несоответствующие возрасту. Не будучи специалистом, сложно понять, что такой ребенок сам стал жертвой сексуального насилия, и то, что он демонстрирует, – это его попытка пережить и понять случившееся.
ЧТО ЕЩЕ? Инструкциями для учителей МОН не ограничился. Документ предусматривает социально-психологическое сопровождение школой пострадавшего ученика, а также определение уполномоченного лица из числа сотрудников, которое будет координировать профилактическую работу по профилактике насилия.
ВАЖНО, что в дополнениях к Приказу уже есть «дорожная карта» для педагогов, которые подозревают, что их ученик подвергается домашнему насилию, и учеников, которые стали жертвами такого насилия. В документе перечислены ведомства и службы, где могут оказать помощь пострадавшему, а также контакты линий правовой и психологической поддержки.
Территориальный орган полиции (или 102).
Центр социальных служб для семьи, детей и молодежи.
Управление семьи и молодежи районной, городской или областной госадминистраций.
Общественные организации, которые оказывают помощь пострадавшим от насилия.
«Горячие линии»:
0-800-500-333 (с мобильного) – Национальная детская «горячая линия» Центра «Ла Страда Украина».
116-123, 116-111 и 0-800-500-225 – Национальная «горячая линия» по противодействию домашнему насилию.
(044) 255-64-50 – Омбудсмен по правам ребенка в Украине Николай Николаевич Кулеба.
0-800-213-103 – Единый телефонный номер системы предоставления бесплатной правовой помощи.